Справочная информация:  
Главная - Дипломные работы, выпускные квалификационные работы, дипломные проекты, дипломы MBA, диссертации, курсовые работы, рефераты, отчеты по практике на заказ
Условия
Услуги
Стоимость
Прайс-лист
Способы оплаты
(495) 772-08-16 Москва
(812) 953-61-55 Санкт-Петербург
(8622) 95-57-82 Сочи
(863) 275-84-86 Ростов-на-Дону
(919) 993-83-30 Тюмень
(916) 814-41-53 Регионы
Коллектив Образцы работ Контакты Вакансии Наши клиенты  
 
 



        Обратный звонок  

Ваше имя*
Город*
Телефон*  
E-mail
Тематика разговора*


     

* - Поля, обязательные для заполнения


        Каталог готовых работ

Анализ хозяйственной деятельности
Аудит
Банковское дело
Бухгалтерский учет
Городской кадастр, землеустройство
Государственное муниципальное управление
Государственное муниципальное управлениеПовышение эффективности деятельности местных органов власти по управлени
Гражданское право
Земельное право
История
Конституционное право
Криминалистика
Логистика
Маркетинг
Международные стандарты финансовой отчетности
Менеджмент организации
Педагогика
Право
Психология
Социальная работа
Спортивный менеджмент
Статистика
Трудовое право
Туризм
Уголовное право
Уголовный процесс
Управление персоналом
Управление проектом
Физическая реабилитация
Финансовое право
Финансовый менеджмент
Финансы и кредит
Экономика и управление на предприятии
Юриспруденция


        Информация

Ответы на билеты

Заказывая ответы на билеты к Государственным экзаменам в сентябре – октябре, каждому студенту предоставляются скидки. Для студентов ВЗФЭИ – льготные условия. Торопитесь, срок акции ограничен!



Рекламодателям

Уважаемые рекламодатели! У Вас появилась возможность размещать рекламные материалы на наших общеобразовательных ресурсах. Вашу рекламу ежедневно будет просматривать аудитория более 2000 человек. Это идеальное решение для Вашего бизнеса. Компания сотрудничает как с юридическими, так и с физическими лицами. По вопросам размещения рекламы обращайтесь по контактным телефонам в Москве 8 (495) 772-08-16, в Санкт-Петербурге 8 (812) 953-61-55
 

Квалификация нарушения авторских и смежных прав по уголовному законодательству России


Код работы: 4454
Тип работы: Дипломная работа
Название темы: Квалификация нарушения авторских и смежных прав по уголовному законодательству России
Предмет: Юриспруденция
Основные понятия: Диплом ВКР
Количество страниц: 70
Стоимость: 3450

Введение    3
Глава 1. Преступное нарушение авторских и смежных прав:             исторический и сравнительноправовой аспекты    5
1.1 История развития российского уголовного законодательства об ответственности за нарушение авторских и смежных прав    5
1.2 Уголовная ответственность за нарушение авторских и смежных прав по законодательству отдельных зарубежных государств    16
Глава 2. Анализ особенностей ответственности за нарушения авторских и смежных прав по уголовному законодательству    27
2.1 Анализ состава преступления    27
2.2 Проблемы и перспективы квалификации авторских и смежных прав    41
Заключение    48
Список литературы и источников    52



Аннотация:


Введение

В современном мире в связи с бурным развитием интеллектуальной собственности большое значение приобретает исследование общественных отношений, возникающих в сфере интеллектуальной собственности, защиты авторских и смежных прав.
Объекты авторского, смежного и патентного права объединяются в одну общую группу под названием «интеллектуальная собственность». Под интеллектуальной собственностью обычно понимают право на результаты творческой и духовной деятельности. Концепция кодификации норм об интеллектуальной собственности в значительной степени основана на историческом опыте развития гражданского законодательства в нашей стране. Авторские права, в соответствии с ГК РФ, это интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства. Автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом, признаются соавторами. Автору (соавторам) произведения принадлежат следующие права: исключительное право на произведение; право авторства; право автора на имя; право на неприкосновенность произведения; право на обнародование произведения.
Формирование рыночных отношений в России, а также устойчивая тенденция развития мировых интеграционных процессов в социальноэкономической и правовой сферах делают одним из основных аспектов международного экономического и правового сотрудничества уголовноправовую охрану интеллектуальной собственности, в частности, защиту от преступных посягательств авторских и смежных прав.
Целью работы является анализ действующего законодательства, в соответствии с которым осуществляется уголовноправовая защита авторских и смежных прав.
В соответствии с названной целью, в ходе написания курсовой работы ставились и решались следующие задачи:
 уяснить место авторских и смежных прав в системе конституционных прав человека и гражданина;
 выявить объект преступного посягательства;
 проанализировать признаки объективной стороны рассматриваемого состава преступления;
 проанализировать признаки субъективной стороны рассматриваемого состава преступления;
 определить субъект преступления;
 изучить особенности правовой регламентации авторских и смежных прав нормами гражданского законодательства;
 рассмотреть наиболее значимые положения, необходимые для правильной квалификации данного преступления.
Объектом исследования … Правообладателем данной работы является Группа Компаний Vip Образование. Копирование, тиражирование, использование текста без согласия Компании запрещено. Приобрести работу Вы можете в офисах учебного центра или дистанционно, перейдя по ссылке Купить готовую работу.

 
Глава 1. Преступное нарушение авторских и смежных прав:             исторический и сравнительноправовой аспекты
1.1 История развития российского уголовного законодательства об ответственности за нарушение авторских и смежных прав

Появившиеся фактически с момента реализации человеком себя как творческой личности результаты интеллектуального труда длительное время не вовлекались в орбиту правового регулирования. И лишь с внедрением в общественную жизнь изобретения Гуттенберга, возникновением отрасли книгопечатания появилась сфера общественных отношений, требующих регламентации права интеллектуальной собственности: одни книгоиздатели тратили средства на оплату гонорара за произведение, исправление ошибок, напечатание первого экземпляра,  а другие пользовались уже готовым материалом, перепечатывали его, неся, таким образом, меньшие расходы, зачастую выигрывая в конкурентной борьбе на рынке и продавая товар по более низкой цене. Последних называли не иначе как ворами. Книга стала иметь экономическую ценность не только  в виде вещи материального мира, но и в виде образца для тиражирования и сбыта с получением последующей прибыли. Поэтому авторское право появилось в ответ на потребность в охране экономических интересов издателей. Вместе с тем попутно вводился цензурный контроль.
Вслед за разделением институтов авторского права и собственности Уголовное уложение 1903 г. прописывает положения, согласно которым посягательства на авторские права отнюдь не требуют ни в качестве элемента состава, ни в качестве условий наказуемости корыстного намерения со стороны виновного или имущественного вреда на стороне потерпевшего. Закон устанавливает только признак самовольности осуществления чужого права, не связывая наказуемость деяния с причинением имущественного вреда. Причинение ущерба большей частью предполагалось, но не было необходимости его доказывать.
После октябрьских событий 1917 г. и до принятия Закона РФ от 09.07.1993 № 47 «Об авторском праве и смежных правах» институт авторского права эволюционировал весьма специфично. В этот период доля дел о защите была ничтожной, а механизм охраны интеллектуальных прав оставался (не без влияния идеологической установки «искусство принадлежит народу!») весьма несовершенным.
Момент материальной фиксации — соединения творческого (личностного) содержания с его материальным носителем — всегда отличался тем, что появлялась возможность многократного воспроизведения и умножения материального носителя интеллектуальных прав. Показывается, что в разное время эти возможности были принципиально различны.
В условиях современного этапа развития цивилизации — становления информационного общества, отличающегося глобальным социальным процессом, когда доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена, — существенно корректируется и отношение к объектам авторского права. В связи с развитием информационных и коммуникационных технологий, созданием глобальных компьютерных сетей, т. е. виртуального мира, ставшего неотъемлемой составляющей жизни многих людей, возможности тиражирования материального носителя авторских прав значительно расширяются. Доказывается необходимость создания соответствующей данному этапу развития системы охраны авторских и смежных прав, в том числе уголовноправовой охраны. При этом вопросы цензурного контроля также продолжают оставаться предметом споров.
Ст. 146 УК является результатом развития законодательства, когда приоритет охраны сугубо коммерческих интересов правообладателей сменился подходом, в соответствии с которым охрана личных неимущественных прав автора стала рассматриваться если не главной, то по меньшей мере равнозначной задачей уголовного законодательства.
Уголовная ответственность за нарушение авторских и смежных прав установлена ст. 146 УК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 146 УК РФ присвоение авторства (плагиат) в том случае, если это деяние причинило крупный ущерб автору или иному правообладателю, наказывается штрафом в размере до 200000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо арестом на срок от трех до шести месяцев.
На практике применение данных положений оказывается затруднено, в частности в связи с тем, что доказать умысел на совершение плагиата достаточно сложно, тем более что в ряде случаев заимствование действительно может иметь случайный характер. Целесообразность защиты авторства с использованием положений уголовного законодательства не находит однозначной поддержки у специалистов.
Для применения рассматриваемой нормы требуется доказать не только умысел на совершение действий по присвоению авторства, но также и то обстоятельство, что совершение таких действий причинило крупный ущерб автору или иному правообладателю. Понятие крупного ущерба в данной статье не конкретизируется. В примечании к ст. 146 УК РФ определяется, что деяние признается совершенным в крупном размере, если стоимость экземпляров произведений или фонограмм либо стоимость прав на использование объектов авторского права и смежных прав превышает 50000 руб.. Существует мнение о том, что данный размер может применяться также при определении понятия крупного ущерба для целей применения ч. 1 рассматриваемой статьи, хотя применение аналогии в теории уголовного права традиционно признается недопустимым.
Согласно ч. 2 ст. 146 УК РФ незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта, совершенные в крупном размере, наказываются штрафом в размере до 200000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо лишением свободы на срок до двух лет.
Таким образом, устанавливается ответственность за совершение следующих действий:
 незаконное использование объектов авторского права и смежных прав;
 приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров в целях сбыта.
Следовательно, к уголовной ответственности могут быть привлечены не только лица, незаконно использующие произведения и объекты смежных прав, например изготавливающие контрафактные экземпляры, но также лица, осуществляющие их приобретение, хранение или перевозку в целях сбыта.
Ответственность может наступить только при наличии вины в форме умысла и при совершении соответствующего деяния в крупном размере, который, как уже указывалось, определяется в примечании к рассматриваемой статье: деяние признается совершенным в крупном размере, если стоимость экземпляров произведений или фонограмм либо стоимость прав на использование объектов авторского права и смежных прав превышает 50000 руб.
Наконец, ч. 3 ст. 146 УК РФ устанавливает квалифицирующие признаки, при наличии которых совершение действий, указанных в ч. 2 той же статьи, будет рассматриваться в качестве тяжкого преступления, и за его совершение может применяться наказание в виде лишения свободы на срок до шести лет.
К числу таких квалифицирующих признаков отнесены случаи совершения деяния:
 группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
 в особо крупном размере;
 лицом с использованием своего служебного положения.
При наличии хотя бы одного из этих признаков виновные наказываются лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до 500000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.
Согласно примечанию к ст. 146 УК РФ предусмотренные ею деяния признаются совершенными в крупном размере, если стоимость экземпляров произведений или фонограмм либо стоимость прав на использование объектов авторского права и смежных прав превышает 250000 руб.
Практика рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских и смежных прав была обобщена в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 26 апреля 2007 г. N 14 "О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака".
В частности, в п. 1 Постановления Пленума отмечается, что при решении вопроса о виновности лица в совершении преступления, предусмотренного ст. 146 УК РФ, суду надлежит установить факт нарушения этим лицом авторских или смежных прав и указать в приговоре, какое право автора или иного правообладателя, охраняемое какой именно нормой закона Российской Федерации, было нарушено в результате совершения преступления.
При этом потерпевшими по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 146 УК РФ, могут являться как авторы, исполнители, производители фонограмм, вещательные организации, так и иные лица (как физические, так и юридические), которым авторское право или смежные права принадлежат на основании закона, переходят по наследству либо по договору.
В Постановлении Пленума (п. 2) обращается особое внимание на то, что, устанавливая факт присвоения авторства или незаконного использования объектов авторских и смежных прав, суды должны иметь в виду, что на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия авторское право не распространяется, а следовательно, на них не распространяются и предусмотренные ст. 146 УК РФ средства уголовноправовой защиты. Также не могут применяться нормы данной статьи в отношении тех объектов, которые исключены из сферы авторскоправовой охраны: официальные документы, государственные символы и знаки, произведения народного творчества, сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер.
Присвоение авторства (плагиат) может состоять, в частности, в объявлении себя автором чужого произведения, выпуске чужого произведения (в полном объеме или частично) под своим именем, издании под своим именем произведения, созданного в соавторстве с другими лицами, без указания их имени (п. 3 Постановления Пленума).
Незаконным по смыслу ст. 146 УК РФ следует считать умышленное использование объектов авторских и смежных прав, осуществляемое в нарушение положений действующего законодательства Российской Федерации, которым регулируются отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений и объектов смежных прав (п. 4 Постановления Пленума). Устанавливая факт незаконного использования объектов авторских и смежных прав, суд должен выяснить и указать в приговоре, какими именно действиями были нарушены права авторов произведений, их наследников, исполнителей, производителей фонограмм, организаций кабельного и эфирного вещания, а также иных обладателей этих прав.
Такими действиями могут являться совершаемые без согласия автора или обладателя смежных прав воспроизведение (изготовление одного или нескольких экземпляров произведения либо его части в любой материальной форме, в том числе запись произведения или фонограммы в память ЭВМ, на жесткий диск компьютера), продажа, сдача в прокат экземпляров произведений или фонограмм, публичный показ или публичное исполнение произведения, обнародование произведений, фонограмм, исполнений, постановок для всеобщего сведения посредством их передачи по радио или телевидению (передача в эфир), распространение в сети Интернет, перевод произведения, его переработка, переработка фонограммы, модификация программы для ЭВМ или базы данных, а также иные действия, совершенные без оформления в соответствии с законом договора либо соглашения.
В п. 5 Постановления Пленума разъясняется, что под экземпляром произведения следует понимать копию произведения, изготовленную в любой материальной форме, в том числе в виде информации, зафиксированной на машиночитаемом носителе (CD и DVDдиске, MP3носителе и др.). Экземпляр фонограммы представляет собой копию на любом материальном носителе, изготовленную непосредственно или косвенно с фонограммы и включающую все звуки или часть звуков, зафиксированных в этой фонограмме (звуковой записи исполнений или иных звуков).
Разрешая вопрос о том, является ли экземпляр произведения контрафактным, суд должен оценивать все фактические обстоятельства дела, в частности обстоятельства и источник приобретения лицом указанного экземпляра, правовые основания его изготовления или импорта, наличие договора о передаче (предоставлении) права пользования (например, авторского или лицензионного договора), соответствие обстоятельств использования произведения условиям этого договора (выплата вознаграждения, тираж и т.д.), заключение экспертизы изъятого экземпляра произведения.
Исходя из диспозиции ч. 2 ст. 146 УК РФ необходимым условием наступления уголовной ответственности за приобретение, хранение, перевозку контрафактных экземпляров произведений или фонограмм является совершение указанных деяний в целях сбыта.
Приобретение контрафактных экземпляров произведений или фонограмм состоит в их получении лицом в результате любой сделки по передаче права собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления (например, в результате куплипродажи, мены либо при получении указанных предметов в качестве вознаграждения за проделанную работу, оказанную услугу или как средства исполнения долговых обязательств).
Под хранением контрафактных экземпляров произведений или фонограмм следует понимать любые умышленные действия, связанные с фактическим их владением (на складе, в местах торговли, изготовления или проката, в жилище, тайнике и т.п.), а под перевозкой  умышленное их перемещение любым видом транспорта из одного места нахождения в другое, в том числе в пределах одного и того же населенного пункта.
Сбыт контрафактных экземпляров произведений или фонограмм заключается в их умышленном возмездном или безвозмездном предоставлении другим лицам любым способом (например, путем продажи, проката, бесплатного распространения в рекламных целях, дарения, размещения произведений в сети Интернет). Наличие у лица цели сбыта может подтверждаться, в частности, нахождением изъятых контрафактных экземпляров в торговых местах, пунктах проката, на складах и т.п., количеством указанных предметов.
Предусмотренные ч. ч. 2 и 3 ст. 146 УК РФ незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно приобретение, хранение, перевозку контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта следует считать оконченными преступлениями с момента совершения указанных действий в крупном (особо крупном) размере независимо от наступления преступных последствий в виде фактического причинения ущерба правообладателю (п. 6 Постановления Пленума).
Лицо может быть привлечено к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 146 (плагиат) только при условии причинения крупного ущерба.
Учитывая, что применительно к ч. 1 ст. 146 УК РФ ущерб, который может быть признан судом крупным, в законе не указан, п. 24 Постановления Пленума отмечает, что суды при его установлении должны исходить из обстоятельств каждого конкретного дела (например, из наличия и размера реального ущерба, размера упущенной выгоды, размера доходов, полученных лицом в результате нарушения им прав на результаты интеллектуальной деятельности или на средства индивидуализации). При этом следует учитывать положения ст. 15 ГК РФ, в соответствии с которой, если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.
При установлении признаков крупного или особо крупного размера деяний, предусмотренных ч. ч. 2 и 3 ст. 146 УК РФ, судам рекомендуется (п. 25 Постановления Пленума) исходить из розничной стоимости оригинальных (лицензионных) экземпляров произведений или фонограмм на момент совершения преступления, исходя при этом из их количества, включая копии произведений или фонограмм, принадлежащих различным правообладателям.
При необходимости стоимость контрафактных экземпляров произведений или фонограмм, а также стоимость прав на использование объектов интеллектуальной собственности могут быть установлены путем проведения экспертизы (например в случаях, когда их стоимость еще не определена правообладателем).
Если деяниями виновного, формально подпадающими под действие ч. 1 ст. 146, причинен ущерб, не превышающий пределы крупного размера, либо если они совершены в размере, не превышающем пределы крупного (ч. ч. 2 и 3 ст. 146 УК РФ), содеянное может повлечь за собой гражданскоправовую или административную ответственность по ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ.
При квалификации действий виновных по п. "б" ч. 3 ст. 146 УК РФ как совершенных группой лиц по предварительному сговору суду следует устанавливать, какие конкретно действия совершены каждым из исполнителей и другими соучастниками преступления.
По смыслу ч. 2 ст. 35 УК РФ уголовная ответственность за совершение преступления группой лиц по предварительному сговору наступает и в тех случаях, когда согласно предварительной договоренности каждый из соучастников совершает часть действий, входящих в объективную сторону указанных составов преступлений (например, по заранее состоявшейся договоренности одни соучастники приобретают контрафактные экземпляры произведений или фонограмм в целях сбыта, другие хранят, перевозят либо непосредственно сбывают их).
Согласно ч. 3 ст. 146 УК РФ подлежит уголовной ответственности лицо, использующее для совершения преступления служебное положение. Таким лицом может быть (п. 27 Постановления Пленума) как должностное лицо, обладающее признаками, предусмотренными примечанием 1 к ст. 285 УК РФ, так и государственный или муниципальный служащий, не являющийся должностным лицом, а также иное лицо, отвечающее требованиям, предусмотренным примечанием 1 к ст. 201 УК РФ (например, руководитель предприятия любой формы собственности, поручающий своим подчиненным незаконно использовать авторские или смежные права).
При квалификации действий виновных по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 146 УК РФ, не должен учитываться причиненный потерпевшему моральный вред, в том числе связанный с подрывом его деловой репутации (п. 28 Постановления Пленума). Требования о компенсации морального вреда могут быть рассмотрены в рамках уголовного дела путем разрешения предъявленного потерпевшим гражданского иска.
В пункте 29 Постановления Пленума обращается внимание судов на необходимость выполнения требований ст. 60 УК РФ о назначении лицам, виновным в нарушении прав, справедливого наказания в соответствии с характером и степенью общественной опасности преступления, обстоятельствами его совершения и личностью виновного. Судам надлежит учитывать, в частности, характер и степень нарушений охраняемых законом прав, роль лица в совершении преступления, размер причиненного ущерба.
Исходя из положений ч. 3 ст. 47 УК РФ, если указанные преступления были совершены с использованием виновным своего служебного положения, судам следует обсуждать вопрос о лишении виновного права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, имея в виду, что эта мера может назначаться в качестве дополнительного наказания и в тех случаях, когда она не предусмотрена соответствующей статьей Особенной части Уголовного кодекса РФ.
Оборот контрафактных экземпляров произведений или фонограмм нарушает охраняемые федеральным законодательством авторские и смежные права, в связи с чем указанные экземпляры произведений или фонограмм подлежат конфискации и уничтожению без какойлибо компенсации.
Судам надлежит исходить из того, что деньги, ценности и иное имущество, полученные в результате преступлений, предусмотренных ст. 146 УК РФ, и любые доходы от этого имущества конфискуются, за исключением имущества и доходов от него, подлежащих возвращению законному владельцу. Орудия и иные принадлежащие обвиняемому средства совершения преступления, в частности оборудование, прочие устройства и материалы, использованные для воспроизведения контрафактных экземпляров произведений или фонограмм, подлежат конфискации (п. 30 Постановления Пленума).
Также отмечается необходимость … Правообладателем данной работы является Группа Компаний Vip Образование. Копирование, тиражирование, использование текста без согласия Компании запрещено. Приобрести работу Вы можете в офисах учебного центра или дистанционно, перейдя по ссылке Купить готовую работу.
1.2 Уголовная ответственность за нарушение авторских и смежных прав по законодательству отдельных зарубежных государств

Об актуальности проведения компаративного анализа лишний раз свидетельствуют результаты Шестого глобального конгресса по борьбе с пиратством и контрафактной продукцией, который прошел 2 февраля 2011 г. в Париже и собрал около 800 участников со всего мира, обеспокоенных нарастанием объема подделок продукции, защищенной товарными знаками и лицензиями. Конгресс был созван Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС), Всемирной таможенной организацией (ВТО) и Интерполом. На этом мероприятии озвучено, что ежегодный ущерб от контрафактной продукции, циркулирующей по каналам международной торговли, оценивается в сумму, превышающую 100 млрд дол., а к 2015 г., если не принять радикальных мер по борьбе с пиратством, экономический ущерб достигнет 1,7 трлн дол. и будет сокращать до 2,5 млн рабочих мест ежегодно. Ранее, в своем выступлении на международном экономическом форуме в Давосе, Президент РФ Д. А. Медведев предложил странам «двадцатки» модернизировать авторские права и разработать новую международную конвенцию по защите авторских прав для цифровой среды, считая, что существующее в мире законодательство уже не соответствует требованиям эпохи Интернета.
Историю развития авторского права применительно к российскому государству можно вести с начала XIX в. Изначально права авторов результатов творческой деятельности в той или иной степени приравнивались к праву собственности, а иногда и прямо относились к движимому имуществу. Такой подход основывался во многом на теории естественного права, которая признавала за создателем произведения право собственности на достигнутый творческий результат.
Поскольку на всем протяжении истории в России господствовала цензура, не удивительно, что именно царский Устав о цензуре и печати , утвержденный 22 апреля 1828 г., содержал отдельную главу «О сочинителях и издателях книг». Эта глава включала в себя 5 статей и дополнялась Положением о правах сочинителей, которое было приложением к Цензурному уставу. В соответствии с § 1 Положения, касавшегося только литературных произведений, сочинитель или переводчик книги имел «исключительное право пользоваться всю жизнь свою изданием и продажей оной по своему усмотрению как имуществом благоприобретенным». При этом срок авторского права был установлен в 25 лет со дня смерти автора, после чего произведение «становилось собственностью публики» (§ 137 Цензурного устава). Защита авторского права зависела от соблюдения цензурных правил, поскольку «напечатавший книгу без соблюдения правил Цензурного устава лишался всех прав на оную» (§ 17 Положения) .
В 1830 г. было утверждено новое Положение о правах сочинителей, переводчиков и издателей, которое значительно дополнило правила 1828 г., решив вопросы об охране статей в журналах, частных писем, хрестоматий и т.д.
Далее положения авторского права были закреплены в 1845 г. в Правилах о музыкальной собственности, в 1846 г.  в Положении о художественной собственности.
В 70е годы XIX века в России началось формирование системы авторских обществ  29 ноября 1870 г. было учреждено «Собрание русских драматических писателей».
К концу XIX века стало очевидно, что законодательное закрепление отдельных правил, касающихся авторского права, не отвечает потребностям времени. Поэтому с 1887 года все нормы авторского права были объединены в Своде законов Российской империи , а 20 марта 1911 года был принят Закон Российской империи, который назывался «Положение об авторском праве» . Общая часть Закона закрепляла основные понятия авторского права: охраняемые объекты, срок действия авторского права, вопросы правопреемства, возможные нарушения авторских прав и способы защиты и т.п. Отдельные главы были посвящены авторским правам на литературные, музыкальные, драматические, художественные, фотографические произведения. Для дальнейшего развития авторского права многие положения Закона имели весьма существенное значение.
Однако  этот документ был  отменен  после  событийОктябрьской революции 1917 г.В  этот  период  был  принят  ряд  декретов  о  признании  достоянием  государства  любыхпроизведений (опубликованных  и  неопубликованных,  независимо  от  того,  жив  ли  авторпроизведения),  отменялось  большое  количество  договоров  с  издательствами,  провозглашалосьположение, в соответствии с  которым авторское право в случае смерти автора по наследству непереходило.  Такое  положение  сохранялось  вплоть  до 1925  г.  Этот  период  охарактеризованпринятием Основ авторского права, которые можно назвать прогрессивными для своего времени.Они  закрепляли  исключительное  право  за  авторами  произведений  в  течение 25  лет.  Моментотсчета  данного  срока  начинался  с  момента  первого  издания (или  исполнения)  произведения.Впоследствии исключительное право стало охраняться пожизненно.
Очередным этапом в развитии авторского права можно назвать 1960  1970 гг. В этот период принимаются Основы гражданского законодательства, составной частью которых было авторское право.
С распадом СССР  в 1991  г. документ был отменен и вступил  в  силу  только  в 1992  г. Он предопределил  издание  в  будущем  целого  ряда  специальных  нормативных  актов  в  области авторского права, в том числе и Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах».
Объектом правового регулирования ЗоАП были два вида правоотношений. Первую группу составляли отношения, связанные с созданием произведений литературы, науки и искусства (авторское право). Во вторую группу вошли правоотношения, возникающие в связи с созданием и использованием исполнений, постановок, фонограмм, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права).
ЗоАП (ст. 44) впервые к числу субъектов авторского права отнес организации, управляющие имущественными правами авторов и обладателей смежных прав на коллективной основе. Такие организации должны были создаваться непосредственно обладателями авторских и смежных прав и действовали в пределах полученных от них полномочий на основе устава, который утверждался в установленном законом порядке. Допускалось создание либо отдельных организаций по различным правам и различным категориям обладателей прав, либо организаций, управляющих разными правами в интересах разных категорий обладателей прав, либо одной организации, одновременно управляющей авторскими и смежными правами.
Впервые были четко обозначены авторские правомочия, в совокупности составляющие субъективное авторское право: личные неимущественные права и имущественные права. Ранее действовавшее законодательство (ст. 479 ГК РСФСР 1964 года и ст. 135 Основ 1991 года) не знало такого деления авторских прав, в связи с чем в науке авторского права по этому вопросу шла дискуссия, а практика оказывалась противоречивой.
На тот период законодательство об интеллектуальной собственности было достаточно разрозненным: продолжали применяться некоторые нормы ГК РСФСР 1964 г., общие положения об интеллектуальной собственности были закреплены в Гражданском кодексе Российской Федерации  (части первой) от 30 ноября 1994 г. № 51ФЗ (далее  ГК РФ, Кодекс), отдельные объекты регулировались специальными законами (см. Закон Российской Федерации от 9 июля 1993 года № 53511 «Об авторском праве и смежных правах»). Отсутствие единой системы норм делало применение законодательства об интеллектуальной собственности крайне неудобным и неэффективным. Назрела необходимость решения целого ряда насущных вопросов: о соотношении норм об интеллектуальной собственности с общими положениями гражданского законодательства (о субъектах, сделках, исковой давности, представительстве, договорах и др.); устранение расхождений и противоречий между действующими нормами разных законов; усиление защиты обладателей исключительных прав и т.д.
Кроме того, все большую остроту стали приобретать вопросы международной охраны авторских и смежных прав. С 9 марта 1995 г. Россия присоединилась к Всемирной конвенции об авторском праве и к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений от 24 июля 1971 года  с 13 марта 1995 г. Поэтому нормы авторского права должны были соответствовать Бернской и Всемирной (Женевской) конвенциям , Конвенции по охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм от 29 октября 1971г.
Россия продолжает вести работу по присоединению к Всемирной торговой организации (ВТО). В соответствии со ст. XVI Соглашения об учреждении ВТО от 15 апреля 1994 г. неотъемлемым условием присоединения государства к этой международной организации является приведение национального законодательства в соответствие с требованиями ВТО.
Все это подчеркивало важность масштабной кодификации всего законодательства в сфере интеллектуальной собственности и делало очевидной необходимость приведения его в соответствие с теми международными договорами, участником которых Россия является в настоящее время и может стать в ближайшем будущем.
Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. № 231ФЗ Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» признан утратившимсилу с 1 января 2008 г. в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса РФ.
В настоящее время авторское право регулируется положениями ГК РФ.
Для российского гражданского права характерно расположение законов и подзаконных нормативных актов в строго определенной иерархической системе по мере убывания их юридической силы.
Поэтому первым и основополагающим источником авторского права является Конституция РФ. Статья 44 Конституции РФ гарантирует каждому свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания.
Часть четвертая ГК РФ введена в действие с 1 января 2008 г. Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. № 231ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации». Она применяется к правоотношениям, возникшим после введения ее в действие.
По правоотношениям, возникшим до введения в действие части четвертой ГК РФ, она применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие.
Права на результаты интеллектуальной деятельности, охраняемые на день введения в действие части четвертой ГК РФ, продолжают охраняться в соответствии с правилами части четвертой ГК РФ.
Автор произведения или иной первоначальный правообладатель определяется в соответствии с законодательством, действовавшим на момент создания произведения.
Большое значение имеют федеральные законы, развивающие и конкретизирующие положения ГК РФ. Например, отдельные нормы, касающиеся авторского права, содержатся в Федеральном законе от 13 марта 2006 г. № 38ФЗ «О рекламе», Федеральном законе от 27 июля 2006 г. № 149ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и др.
Подзаконные нормативные акты и иные правовые акты, содержащие нормы авторского права, принимаются в целях формирования механизма реализации принятых федеральных законов.
Среди подзаконных нормативных актов наибольшей юридической силой обладают указы Президента РФ (см., например, Указ Президента РФ от 5 декабря 1998 г. № 1471 «О мерах по реализации прав авторов произведений, исполнителей и производителей фонограмм на вознаграждение за воспроизведение в личных целях аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения»).
Они могут быть приняты по любому вопросу, входящему в компетенцию Президента, кроме тех положений, когда соответствующие правоотношения регулируются только федеральным законом.
Постановления Правительства РФ, содержащие нормы гражданского права, принимаются лишь на основании и во исполнение перечисленных выше актов более высокой юридической силы и должны соответствовать ГК РФ, другим федеральным законам и указам Президента РФ (ст. 3 ГК РФ (см., например, Постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 г. № 218 «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературыи искусства»)).
В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации ГК РФ или иному закону, применяется ГК РФ или соответствующий закон.
Федеральные органы исполнительной власти также могут издавать акты, содержащие нормы авторского права, в случаях и в пределах, предусмотренных ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами.
Для рассматриваемой сферы правоотношений наибольшее значение имеют акты Министерства образования и науки Российской Федерации и Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 280 «Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации» Министерство образования и науки Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере интеллектуальной собственности.
Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам находится в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации и осуществляет функции:
 по контролю и надзору в сфере правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности, патентов и товарных знаков и результатов интеллектуальной деятельности, вовлекаемых в экономический и гражданскоправовой оборот;
 по соблюдению интересов Российской Федерации, российских физических и юридических лиц при распределении прав на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе создаваемые в рамках международного научнотехнического сотрудничества .
Существенное значение для авторских правоотношений имеют нормы международного права. В настоящее время Российская Федерация является участницей следующих международных договоров:
 Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (Стокгольм, 14 июля 1967 г., в редакции от 2 октября 1979 г.; вступила в силу для СССР 26 апреля 1970 г.);
 Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений (Берн, 9 сентября 1886 г.; вступила в силу для Российской Федерации 13 марта 1995 г.) (далее  Бернская конвенция);
 Всемирной конвенции об авторском праве (Женева, 6 сентября 1952 г.; пересмотрена в Париже 24 июля 1971 г.; вступила в силу для СССР 27 мая 1973 г.);
 Соглашения о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав, заключенные в Москве 24 сентября 1993 г.
Кроме того, Россия имеет двусторонние соглашения о взаимной охране авторских прав с такими странами, как Австрия, Болгария, Польша, Венгрия, Швеция, Чехия, и некоторыми другими.
Пункт 2 статьи 7 ГК РФ устанавливает, что «если международным договором, в котором участвует Российская Федерация, установлены иные правила, чем те, которые установлены гражданским законодательством, то применяются правила международного договора».
Согласно ст. 1256 ГК РФ при предоставлении на территории Российской Федерации охраны произведению в соответствии с международными договорами Российской Федерации, автор произведения или иной первоначальный правообладатель определяется по закону государства, на территории которого имел место юридический факт, послуживший основанием для приобретения авторских прав.
Помимо российского гражданского законодательства и норм международного права, следует также учитывать обычаи делового оборота, которые могут регулировать предпринимательскую деятельность в сфере науки, литературы и искусства (независимо от того, зафиксированы ли они в какомлибо документе  п. 1 ст. 5 ГК РФ). Обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются.
29 апреля 2004 г. Европейский парламент и Европейский совет издали Директиву 2004/48/EC «О защите прав на объекты интеллектуальной собственности». Согласно этому документу, который послужил базой для создания общеевропейского правового поля в сфере авторских прав, до 29 апреля 2006 г. все страны — члены ЕС обязаны были ввести в действие соответствующие нормативные правовые акты. Ход реализации этой директивы показал необходимость проведения общественных консультаций, которые стартовали 11 января 2011 г. и продлились до конца марта текущего года. Они имели своей целью донесение до участников — представителей институтов ЕС, правительств стран ЕС и заинтересованных в данном вопросе частных лиц — первоначального смысла Директивы 2004/48/ЕС.
Так, например, согласно решению Мадридского суда использование пиринговых сетей (таких как BitTorrent) в некоммерческих целях является абсолютно законным, даже если с их помощью пользователи скачивают пиратские фильмы и музыку. Как следствие, Испания практически не рассматривается как потенциальный рынок для продукции интеллектуального творчества.
С другой стороны, Верховный суд Италии вынес решение, имеющее принципиальное значение в деле борьбы с незаконным воспроизводством и распространением определенных под охрану объектов авторских прав. Этот орган постановил, что интернетпровайдеров страны можно будет обязать заблокировать торрентсайты, даже если они физически расположены не в Италии и не управляются ее гражданами. Согласно решению Верховного суда Италии сайты с торрентфайлами для скачивания защищенного авторским правом контента занимаются преступной деятельностью, поэтому могут быть закрыты.
Несомненный интерес прежде всего с техникоюридической стороны представляет Кодекс интеллектуальной собственности Франции. Во Франции объекты, защищенные авторским правом и представленные
в Интернете, охраняются наравне с другими произведениями. Так, еще
в 1997 г. было вынесено прецедентное решение по делу о незаконном выкладывании в сеть произведения Раймонда Куано «12 268 стихов».
Законодательство США … Правообладателем данной работы является Группа Компаний Vip Образование. Копирование, тиражирование, использование текста без согласия Компании запрещено. Приобрести работу Вы можете в офисах учебного центра или дистанционно, перейдя по ссылке Купить готовую работу.

 
Глава 2. Анализ особенностей ответственности за нарушения авторских и смежных прав по уголовному законодательству
2.1 Анализ состава преступления

Часть 1 статьи 44 Конституции РФ устанавливает, что каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
Уголовный кодекс РФ в статье 146 предусматривает уголовную ответственность за нарушение авторских и смежных прав. До 11 апреля 2003 года данная статья состояла из двух частей: основного состава (часть 1) и квалифицированного (часть 2). Основной состав устанавливал, что «незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно присвоение авторства, если эти деяния причинили крупный ущерб,  наказываются…». Квалифицированными признаками нарушения авторских и смежных прав являлись неоднократность и совершение этого преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.
7 марта 2003 года Государственной Думой Федерального собрания РФ был принят закон «О внесении изменения в статью 146 Уголовного кодекса Российской Федерации», вступивший в силу 11 апреля 2003 года. Этот закон изложил статью 146 в новой редакции, заключавшейся в частичном отказе законодателя от «абстрактного описания объективной стороны нарушения авторских и смежных прав («незаконное использование объектов авторского права и смежных прав…») и построении объективной стороны по принципу выделения конкретных общественно опасных действий (приобретение, хранение и т.д.).
Федеральный закон от 09.04.2007 г. № 42ФЗ внес изменения в часть 3 статьи 146 УК РФ, ужесточив санкцию.
Законодатель отнес нарушение авторских и смежных прав к категории преступлений, совершаемых против личности, которые в свою очередь, входят в группу преступлений, посягающих на конституционные права и свободы человека и гражданина.
По мнению А.А. Коваленко, родовым объектом нарушения авторских и смежных прав можно считать «личность, представляющую собой не только биологический индивид, но и участника, общественных отношений». Видовым объектом являются общественные отношения, складывающиеся в сфере обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина. Непосредственным объектом являются охраняемые Конституцией РФ авторские и смежные права граждан и организаций.
М.В. Опарина отмечает, что необходимой предпосылкой ответственности за нарушение авторских прав является действительность авторства, так как только автору в отношении его произведения принадлежит исключительное право использовать произведение в любой форме и любым способом.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что непосредственным объектом преступления, предусмотренного статьей 146 УК РФ, можно признать личные неимущественные и имущественные авторские и смежные права, то есть те общественные отношения, которые «фактически сложились в процессе обладания этими правами, принадлежащие конкретному лицу».
Ю.В. Трунцевский при анализе рассматриваемого преступления к признакам объекта, помимо указанных выше в непосредственном объекте, относит следующие: нормальную деятельность юридических лиц (правообладателей) по поводу реализации продуктов интеллектуальной собственности, интересы потребителей, и, учитывая экономическую направленность данного преступления, принципы экономической деятельности.
Выявить особенности объекта преступного посягательства в рассматриваемом составе поможет описание предмета преступного посягательства. В.Н. Кудрявцев указывает, что уголовный закон охраняет не вещи и предметы сами по себе, а те общественные отношения, которые являются объектами посягательства, поэтому важное значение для многих институтов уголовного права имеет понятие предмета, его особенности и причиняемый ему вред.  Изучение предмета преступления способствует более глубокому и правильному выяснению сущности объекта посягательства, его конкретизации.
В рассматриваемом преступлении предметом выступают объекты авторских и смежных прав, а также экземпляры произведений и фонограмм, то есть конкретные произведения – нематериальный результат творческой деятельности, связанный с определенным материальным носителем.
Субъектами авторских прав могут быть авторы произведений, их наследники, пользователи и правопреемники автора, права которых являются производными от прав авторов и возникают в силу договора между ними.
Права авторов – граждан РФ и их правопреемников охраняются вне зависимости от места их первого выпуска произведения в свет или территории его нахождения (в России или за рубежом). Права иностранных авторов и их правопреемников охраняются в России, если их произведения впервые выпущены в свет на территории РФ либо находятся на её территории в какойлибо объективной форме. Права иностранных авторов, чьи произведения выпущены в свет или находятся за пределами России, охраняются в соответствии с международными договорами РФ, к которым относятся Всемирная конвенция об авторском праве и Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений, причем действие последней не распространяется на произведения, которые на дату вступления этой Конвенции в силу для РФ уже являются на её территории общественным достоянием.
Авторское право на произведения, впервые выпущенные в свет после смерти автора, действует 70 лет с даты его выпуска. Истечение срока действия авторского права на произведение означает его переход в общественное достояние, то есть такие произведения могут использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения, соответственно такое использование не является нарушением авторских прав, что исключает и уголовную ответственность по статье 146 УК РФ.
Субъектами смежных прав являются исполнители, производители фонограмм, организации кабельного и эфирного вещания.
Права исполнителя признаются за ним, если:
1) исполнитель является гражданином Российской Федерации;
2) исполнение, постановка впервые имели место на территории Российской Федерации;
3) исполнение, постановка записаны на фонограмму;
4) исполнение, постановка, не записанные на фонограмму, включены в передачу в эфир или по кабелю.
Права производителя фонограммы признаются за ним, если:
1) производитель фонограммы является гражданином Российской Федерации или юридическим лицом, имеющим официальное местонахождение на территории Российской Федерации;
2) фонограмма впервые опубликована на территории Российской Федерации.
Права организации эфирного или кабельного вещания признаются за ней, если организация имеет официальное местонахождение на территории Российской Федерации и осуществляет передачи с помощью передатчиков, расположенных на территории Российской Федерации.
Смежные права иностранных правообладателей признаются на территории России в соответствии с международными договорами РФ.
Таким образом, преступления, предусмотренные частью 1 статьи 146 УК РФ, посягают лишь на авторские права, а именно на такое личное неимущественное право, как право признаваться автором произведения (право авторства). Объектом преступлений, предусмотренных частью 2 статьи 146 УК РФ, являются имущественные авторские права и неимущественное право на целостность произведения, а также исключительные права исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (смежные права).
Объективная сторона преступлений, предусмотренных статьей 146 УК РФ, выражается в совершении одного из следующих действий:
1)    присвоение авторства (плагиат), при условии причинения крупного ущерба правообладателю – часть 1 статьи 146 УК РФ;
2)    незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, совершенные в крупном размере  часть 2 статьи 146 УК РФ;
3)    приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта, совершенные в крупном размере  часть 2 статьи 146 УК РФ.
Я.А. Канторович плагиат раскрывает как «заимствование из чужого произведения идей, мыслей, образов без их оригинальной переработки, без приложения творческой самодеятельности».
В. Спасович определяет плагиат … Правообладателем данной работы является Группа Компаний Vip Образование. Копирование, тиражирование, использование текста без согласия Компании запрещено. Приобрести работу Вы можете в офисах учебного центра или дистанционно, перейдя по ссылке Купить готовую работу.







 

Copyright © 2007-2013 VIP EDUCATION. Все права защищены.


Дипломные работы на заказ | Дипломы на заказ | Дипломные проекты на заказ | Отчеты по практике на заказ | Отзывы клиентов
Союз образовательных сайтов

Directrix.ru - рейтинг, каталог сайтов
Rambler's Top100